Новокаховская Епархия



Наш баннер:
Новокаховская Православная Епархия







Архив новостей

Свято-Григорьевский Бизюков мужской монастырь

Настоятель

История

Свято-Григорьевский Бизюков мужской монастырь занимал в начале XX века в духовном плане второе место после Киево-Печерской лавры. Расположен на территории нынешнего села Красный Маяк Бериславского района Херсонской области.

История обители славна и трагична, а начиналась она в двух разных местах и в разное время.
В царствование Екатерины Великой территория от Днепра до Южного Буга получают наименование Новороссия. В ее состав вошли Херсонская, Екатеринославская, Таврическая, частично Полтавская и Харьковская губернии.
Летописец монастыря Н.Ф.Ногачевский так описывает место, где была основана Григорьевская обитель: «Если мы унесемся мыслию за 150 лет до нашего времени, то увидим на расстоянии 16 верст от турецкого Кизикермена – ныне города Берислава, вверх по течению Днепра, с правой его стороны, удивительно глубокую балку, носящую название «Пропасной». …Пропасная балка была сплошь покрыта густым лесом и кустарниками; человеку только с трудом удавалось пройти среди этой дикой растительности. Здесь был притон разбойникам и ворам, а главное - запорожским шайкам, не желавшим подчиняться кошевому. Цель, для которой предназначались эти подземные жилища, была: прятать свою добычу, пиршествовать и укрываться от преследований со стороны разъездов и казачьих отрядов кошевого».
На краю той самой балки, на скале, стоял «Запорожский городок» – бывшая турецкая крепость, окруженная высоким земляным валом.
«Тут именно (в самой крепости) в 1782 г. возникло Софрониевское подворье, впоследствии переименованное в Григорьевский Бизюков монастырь. С этих пор в означенной местности настала тишина и спокойствие, ибо все шайки разбойников и хищных запорожцев скрылись, а с ними исчезли и их зверские деяния».
Основание Софрониевского подворья связано с именем игумена Феодосия. Он обратился к князю Г.А.Потемкину с просьбой о выделении ему участка земли в Херсонской губернии для устройства монастырского подворья с церковью. Прошение было удовлетворено. «…ему отвели в 1872 г. 23 мая по указу Новороссийской Губернской Канцелярии в Кизикирменском уезде, при реке Днепр, с правой стороны Пропасной балки, 3 245 десятин земли, а сверх того, лежащие против сей дачи, за Днепром, плавни до реки Конки, заключающие в себе более 2 000 десятин…». Здесь были построены несколько келий для монахов и часовня.
Новые поселенцы с большим успехом хозяйничали на дарственной земле. Здесь сооружается первая деревянная церковь во имя священномученика Григория, просветителя Великой Армении. В устроении этого богоугодного дела самое непосредственное участие вновь принимает Потемкин. Церковь освящена во имя его небесного покровителя – в знак благодарности и глубокого уважения старца Феодосия к светлейшему князю.
Вскоре церковь за неудобностью места переносится на противоположную, левую сторону балки. Более прочная, с каменными стенами, она простояла до времен послереволюционных гонений на православие и была разрушена около 1969 года. По преданию, средства на ее строительство были получены частично от запорожских казаков.
В начале XIX века пустынь уже носит название Новогригорьевской. Вокруг осваивались и заселялись новые земли. Но не было тут ни одного мужского монастыря.
В ту пору в далекой Смоленской губернии пришел в упадок монастырь, основанный в 1621-1643 гг. боярами Салтыковыми в селе Бизюково, в окрестности г. Дорогобужа.
Боярин Федор Салтыков был человеком большой набожности и благочестивый. Впоследствии он передал все свое имение с крестьянами в вечное владение монастырю и принял постриг с именем Сергий. Монастырь был первоклассный, ставропигиальный. Долгие годы он являлся духовной крепостью Православия во времена Польско-Литовского порабощения, ограждая христиан-славян от насаждения католицизма и унии на этих землях, а после изгнания польско-литовских князей утратил свое значение. С возвращением области Москве после войны 1654 г. окончилась польско-литовская эпоха монастыря, и он оказался в пределах Московского государства. За свою более чем 150-летнию историю смоленский Бизюков монастырь прошёл периоды расцвета и упадка.
4 декабря 1803 года Указом Императора Александра I Новогригорьевская пустынь обращается во второклассный штатный Григорьевский Бизюков мужской монастырь, а ставропигиальный Бизюков монастырь на Смоленщине упраздняется. Положенная на него штатная сумма обращается на содержание Григорьевского монастыря.
«Таврийский Афон» – так назвал современник той далекой поры место, где стоял Свято-Григорьевский Бизюков монастырь. Вглубь его высоких покатых склонов и обрывистых берегов уходили подземные ходы и пещеры, тянувшиеся на десятки километров. Кем и когда они вырыты, точно не известно. Есть только предположения, что оставлены они с той поры, когда земли эти нещадно топтали дикие и жестокие кочевники, не оставляя ничего живого на своем пути. В более поздние времена ходами пользовались запорожцы и ищущие уединения христиане.
К концу XIX столетия монастырь имел на своей территории собор Вознесения Господня и пять церквей: Григорьевскую, Спасскую, Пантелиимоновскую, Покровскую (зимний собор), Трех Святителей – Тихона Задонского, Димитрия Ростовского и Митрофана Воронежского. Последняя была домовая и располагалась в северо-восточной части архииерейского особняка. Расписывать их приглашали итальянских мастеров. Образы ангелов святых апостолов с евангельских картин поражали каждого входящего сюда великолепием красок и горним откровением.
В начале ХХ столетия монастырь представлял собой обширное поселение. На монастырских полях паслось: 1000 голов рогатого скота, 2 000 лошадей и более 20 000 овец. Его земельные владения простирались на территории 45х7,5 километров и имели площадь 32 тыс.га. Здесь выращивали рожь и пшеницу, лен и кукурузу, просо и овес. В садах произрастало множество плодовых деревьев и прекрасный виноград, из которого в изобилии делали замечательное монастырское вино. Выращивали и все овощные культуры. Урожайность на монастырских землях значительно превышала среднюю по Херсонщине и составляла 70 пудов (зерна пшеницы) с десятины.
В начале ХХ столетия монастырь уже обеспечивался собственной электроэнергией. В архивах сохранилось такое описание: «электрическая станция, в которой находится 2 газогенератора, 2 мотора к ним 30 сил, 2 насоса водопроводных диаметром 700 ведер воды в час каждый, заряд аккумуляторов, динамо-мотор 23 сил и все остальные приспособления полного оборудования станции…» В 1924 году электростанция была разорена. Монастырский же водопровод в селе действует и поныне.
В 1913 году при Свято-Григорьевском Бизюковом монастыре открываются миссионерские курсы, а в 1914 г. на их основе утверждается единственная в России Духовная миссионерская семинария. Студентами становились дети из семей монастырского поселения, которое к тому времени было обширным. Летом 1917 года здесь состоялся Общероссийский съезд православных миссионеров.
Первая мировая война отозвалась в сердцах монастырского братства горячей молитвой. С первых дней сражений обитель стала оказывать и материальную помощь фронту. По указанию архиепископа Назария, в 1914 году был сформирован отряд из братии и иеромонахов. Их обучили санитарному делу и отправили на фронт. В самом монастыре был оборудован лазарет для раненых.
О состоянии обители в первые годы советской власти образно саркастически писал в очерке «На руїнах Бізюкового монастиря”, опубликованного в газете «Наддніпрянська правда” 19 августа 1928 года Юрий Дольд, - будущий советский писатель Дольд-Михайлик: «Пришла революция – и монастырь, живший исключительно с арендной платы и жертв богомольцев, - распался… Богатые монастырские церкви позакрывались. Воробьи домовито угнездились в их куполах и лишь иногда беспокойно чирикали, когда какой-нибудь партизанский отряд заскакивал в церковный двор, чтобы одолжить в церкви полотняных картин себе на леи. И лики святых, писанные с тех же монахов искусными руками итальянских художников навсегда прятали свои лица, крепко пришитые к партизанским штанам».
Монастырь сегодня
 
 
 
Возрождение обители началось в 1992 году. В единственной уцелевшей церкви начали совершать богослужения и к святому месту стали собираться те, кто желал подвижнической жизни.
Настоятелем монастыря является Преосвященный епископ Новокаховский и Генический Филарет, и.о. наместника — архимандрит Феодосий (Петрусь). В монастыре введен строгий внутренний устав, ежедневный круг богослужений. Богослужения сопровождаются пением молитв на старинный распев. Постоянные прихожане не раз становились свидетелями светлых и радостных лиц паломников. Впервые попавший сюда маловер воочию убеждается в реальности духовного мира.
Современная жизнь монастыря невозможна без пожертвований и помощи благоустроителей. Их средства и искренние старания уже приносят желанные плоды, а имена вносятся в вечное поминовение у алтаря. Благодаря им приобретают живой облик территория и старинные строения. Отремонтировано и обновлено внутреннее убранство бывшего приютского храма.
В гостинице для паломников обустроены просторные комнаты со всем необходимым для проживания. Гостиница находится в капитальном трехэтажном здании бывшего братского корпуса. Из ее окон открывается вид на живописные окрестности, Днепр и внутренний дворик. На территорию завезен камень, возводится монастырская стена, готова ажурная металлическая ограда. Есть своя скважина, автономное отопление. Намечается возродить производство ладана и елея, кузнечное и прочие ремесла. Монастырь ждет своих подвижников из христиан.
По материалам кн.: Григорьевский Бизюков монастырь Херсонской епархии /Сост. Н.Ф.Ногачевский.- Одесса, 1894. а также сайта  http://www.bizukov.org
Все права защищены © 2008 г.
Сайт создан при поддержке компании Linecore