Новокаховская Епархия



Наш баннер:
Новокаховская Православная Епархия







Архив новостей

Новини



05.09.2014  Отец Георгий Коваленко: Христианином нужно быть везде — и в президентском кресле, и в Верховной Раде

Что ждать от нового Предстоятеля Украинской православной церкви, и в каком правовом поле сейчас живут крымские епархии? В чем рецепт христианского отношения к власти, и какие духовные вызовы стоят перед сегодняшней Украиной? На эти и другие вопросы в интервью «фрАзе» отвечает пресс-секретарь УПЦ протоиерей Георгий Коваленко.
Что должно измениться или не измениться в Украинской православной церкви с избранием митрополита Онуфрия новым Предстоятелем?
Предстоятель Церкви — это не президент страны. Церковь не меняет своей политики. Это — корабль, который движется по пути к спасению, и Предстоятель — капитан на этом корабле. Курс неизменный — политика должна быть церковной, евангельской. Новым Предстоятелем как раз был избран человек Церкви, монах, молитвенник, человек зрелый, который пользуется авторитетом в церковной среде. 48 голосов епископов из 74, которые были отданы за него, — это подтверждение того, что Церковь сделала свой выбор и на сегодняшний день сохраняет внутреннее единство. Но и, сохраняя внутреннее единство, она готова отвечать на внешние вызовы, которые стоят перед ней. С другой стороны, Церковь избрала, если можно так сказать, консервативность, стабильность. Надеемся, эта внутрицерковная целостность будет достойным фундаментом для стабильности и целостности всего государства. Потому что Украинская православная церковь — это церковь всего народа Украины, а не какой-то его части.
Тем не менее, многих у нас в стране продолжает смущать и возмущать «промосковскость» УПЦ МП...
Мне кажется, важно все-таки уйти из политического контекста. Потому что даже эта приставка «МП» ни юридически, ни церковно не оправдана. УПЦ зарегистрирована в нашем государстве как «Украинская православная церковь» — без всяких приставок. УПЦ является независимой в управлении; все вопросы внутренней жизни, взаимодействия с обществом и государством Церковь решает самостоятельно. У нее есть свой Синод и Собор. Церковь избирала нового Предстоятеля только в присутствии своих епископов. Если же уходить из политического контекста, можно увидеть, что УПЦ — одна из немногих структур, которые продолжают объединять страну. Территория Украинской церкви сегодня — это и Крым, и Донбасс, и Львов, и Киев. Как в государстве мы должны найти такую модель устройства, при которой каждый гражданин чувствовал бы себя защищенным и обладающим возможностью отстаивать свои права, так же и в УПЦ модель, выработанная за последние годы, позволяет быть внутри Церкви разным людям разных взглядов, культур, национальностей, языковых групп. Поэтому надо использовать объединяющий потенциал Украинской православной церкви, а не приписывать ей какие-то мифические вещи.
УПЦ не обслуживает ничьих государственных интересов; но священники, епископы и прихожане являются гражданами Украины, и евангельский подход здесь таков: я должен быть достойным гражданином своего государства, я должен исполнять все гражданские обязанности честно, ответственно, как христианское послушание. В этом смысле христианин должен быть более порядочным гражданином, чем неверующий или человек с неопределенными моральными ценностями. Господь заповедовал нам отдавать кесарю кесарево, а Божье — Богу. Кесарево — это в том числе государственное. Поэтому обвинения в адрес УПЦ в какой-то политической или геополитической заангажированности — это неточное понимание природы Церкви. Ну, а тот консерватизм, который был избран в лице митрополита Онуфрия, — это консерватизм евангельский, библейский. То есть Церковь будет говорить о вечных ценностях, о Божьих заповедях в этом изменяющемся и сложном мире. Но она не будет шататься со стороны в сторону, не будет увлекаться чрезмерно политикой или чем-то земным. При этом Церковь будет призывать своих верующих быть достойными гражданами нашего украинского государства.
Как сейчас живут крымские епархии?
Синод Русской православной церкви официальной заявил, что государственные границы могут не совпадать с церковными, тем самым подтвердив последние. На сегодняшний день епархии в Крыму были вынуждены перерегистрироваться свои уставы, переписать их на русском языке, но в этих уставах написано, например, «Симферопольская епархия Украинской православной церкви». То есть Церковь и юридически, и канонически продолжает в Крыму быть в единстве с Киевской митрополией и всем вселенским православием. Для Церкви, как и для государства, очень важно признание соответствующего мирового сообщества.
У Церкви нет какой-то особой и обязательной для всех политической позиции. Возможно, это позволяет нам сохранять единство и иногда, к сожалению, вызывает нарекания у тех, кто хочет, чтобы только его точка зрения была единственной и доминирующей. Для христианина нормально быть в меньшинстве, но при этом важно, чтобы наши взгляды и наши действия не противоречили Божьим заповедям, христианским добродетелям и евангельскому мировоззрению.

Как нынче складываются отношения между украинскими и российскими православными священниками?
Все мы живем в политизированном мире, и священники не исключение. Разделяющие линии проходят в семьях, между друзьями и т. д. Священники, в свою очередь, пытаются не разжигать ненависть, вражду и пытаются с уважением относиться к позиции другого человека. Мы ведь понимаем, в какой информационной среде находятся граждане России, в том числе и священнослужители. Мы ведь понимаем, как действует пропаганда. Понимая это, мы все-таки пытаемся оставлять те связи, которые помогут восстановить нормальные отношения после окончания конфликта. Пока идет война, естественно, быть вне этой ситуации или над ней очень сложно и иногда практически невозможно, поэтому мы все-таки должны стремиться оставаться людьми и христианами даже в условиях конфликта. Ведь Господь нам не зря заповедовал любить врагов. Иногда эти враги бывают единокровными и единоверными. Важно, чтобы оставались какие-то мостики, которые потом можно будет использовать для восстановления нормальных, добрососедских, христианских отношений.
Единство семьи зависит от нас. Мы должны выстроить отношения внутри семьи так, чтобы политика нас не разделяла. Единство, например, моего прихода, куда приходят люди с разными взглядами, зависит и от меня, поэтому я должен так себя вести и так проповедовать, чтобы объединять приход, а не разделять. К сожалению, политическое единство невозможно. Политика, по природе своей, разделяющая и основана на борьбе за власть. Церковь не ставит своей целью борьбу за власть. Церковь все-таки стремится к сохранению мира, любви и отношений такими, какими их нам заповедовал Господь. Он говорил: «Любите друг друга», «Не убий»; Он призывал к прощению и христианскому служению ближнему.
Каким же должно быть христианское отношение к власти?
Господь дает рецепт христианского отношения к власти. Он говорит: «... У язычников первые люди господствуют над ними и великие ими полностью распоряжаются. Но у вас пусть будет не так! Пусть тот, кто хочет быть у вас главным, будет вам слугой, а кто хочет быть среди вас первым, пусть будет вашим рабом». Вот таким должно быть восприятие власти — как инструмента, а не цели, как способа служения ближнему, потому что кому много дано, с того много спросится. К сожалению, такая культура христианского правления отсутствует в нашем обществе в силу многих причин, в частности — в виду длительного господства атеизма. Я думаю, мы должны возвращать в политику христианский взгляд. Христианином нужно быть везде — и в президентском кресле, и в Верховной Раде, и даже на перекрестке, когда регулируешь дорожное движение. Важно, чтобы власть базировалась на христианских основаниях, а не на желании возвыситься над кем-то, унизить кого-то или выделить себя в отдельную касту . Церковь учит, что у всех людей одинаковое человеческое достоинство.
На вашей фейсбуковской странице среди любимых музыкантов указан Андрей Макаревич, которому российские СМИ в последнее время устроили настоящую травлю. Глава кремлевской пресс-службы недавно заявил, что это не никакая не травля, а якобы общественная реакция. Что вы думаете об этом?
Я как слушал Макаревича, так и продолжаю его слушать, так сказать, питаться мудростью его поэзии. Многие мои жизненные принципы закладывались параллельно из его творчества в 70-80-х годах и из Священного Писания в 80-90-х. До сих пор я не вижу противоречий между теми мыслями, которые есть в поэзии Макаревича, и — в Библии. Направление музыки и поэзии, в котором работает Макаревич, всегда слушало меньшинство. Знают его много людей, но немногие знакомы с его творчеством. А большинство всегда агрессивно. Очень жаль, что ему приходится переживать очередной виток такой травли, абсолютно незаслуженной. Надеюсь, он к этому морально готов. Он всегда был человеком достаточно самостоятельным и сам делал выводы. Об этом свидетельствует его приезд на Донбасс. Мне не стыдно, что я слушаю Макаревича. Пресс-службы президента приходят и уходят, а творчество — оно остается.
Какой духовный смысл могут иметь украинские события последнего года?
Здесь можно вспомнить и Ветхий Завет, историю богоизбранного народа, и самого Христа с историей христианской церкви. В этом смысле аналогии достаточно понятны и просты: нам был дан шанс выстроить общество в мире и исполнении заповедей Божьих. За те 25 лет, которые мы имели такой шанс, к сожалению, мы выстроили общество, основанное на нарушениях Божьих заповедей. И, наверное, в каком-то смысле нам было дано еще одно грозное предупреждение от Бога, что мы все-таки должны задуматься над тем, по каким принципам мы живем, какое мировоззрение лежит в основе наших поступков. Если мы все-таки изменимся сами, начнем жить в соответствии с Божьими заповедями, тогда будет меняться мир вокруг нас. А если мы будем продолжать оставаться ветхими дохристианскими людьми, атеистами по сути, но с крестиком на груди, то вот этот самый конфликт внутреннего и внешнего неизбежно будет проявляться и в увеличении градуса ненависти и нетерпимости по отношению друг к другу.
Не будь побежден злом, говорит Священное Писание, но побеждай зло добром. Только поселив мир в собственной душе, мы можем победить войну. Общество любви и служения ближнему — это тот идеал, к которому мы так и не начали двигаться. Мы очень быстро начали превращаться в общество потребления, которое декларирует одно, а делает другое. Постоянно окружающие нас воровство, коррупция, ложь, насилие, неуважение к ближним, разрушение института семьи, бизнес, построенный на желании отобрать, — все это в той или иной степени стало ступенями к тому хаосу, который мы сегодня имеем на Востоке страны. Дай Бог, чтобы мы выстраивали наше общество и государство на новых принципах. С земной точки зрения это — верховенство права, социально ориентированное государство. Но самое важное, чтобы мы строили все на фундаменте Божьих заповедей, которые едины и для христиан всех конфессий, и для мусульман, и для иудеев. Последователями этих трех религий считают себя 90 с лишним процентов верующих в Украине, которые составляют более 80 процентов жителей нашей страны.
Нужно не называться, а быть верующим. Нужно веру воплотить в жизнь, тогда действительно будет меняться мир.

Все права защищены © 2008 г.
Сайт создан при поддержке компании Linecore