Новокаховская Епархия



Наш баннер:
Новокаховская Православная Епархия







Архив новостей

Новини



14.02.2010  Преосвященнейший Иоасаф в Прощеное воскресенье совершил вечерню и чин прощения в Свято-Андреевском храме г. Новая Каховка
Вечером 14 февраля, накануне начала Великого поста, Преосвященнейший Иоасаф, епископ Новокаховский и Генический совершил вечерню с чином прощения в Свято-Андреевском храме г. Новая Каховка. Его Преосвященству сослужили представители духовенства Новокаховского и Каховского благочиний.
После пения великого прокимна Правящий Архиерей и духовенство переоблачились в черные великопостные ризы. Его Преосвященство прочитал молитвы на начало Святой Четыредесятницы и обратился к пастве с традиционным напутствием на Великий пост.
Всех вас, дорогие братья и сестры, сердечно поздравляю с нынешним воскресным днем и сегодняшним воистину святым вечером. Этот день и вечер, а также и настоящее богослужение – неповторимы и непереоценимы по своей значимости для духовной жизни православного человека. И в народе нашем издревле он именуется Прощенным воскресеньем.
Для чего же установлен в Церкви этот Чин и в чем его необходимость?
Все мы имеем намерение в Великом Посту очиститься от грехов и примириться с Богом, а как можно примириться с Богом, не примирившись с ближним своим?
И Церковь как заботливая мать, ведя нас по пути спасения, всегда помогает нам в этом и располагает нас к этому различными способами и методами, молитвами и духовными песнопениями, Евангельскими притчами и повествованиями, смысл которых обращен на наше внутреннее духовное состояние.
Перед нашим взором прошли образы мытаря и фарисея, где осуждается человеческая гордыня и высокомерие, и превозносится истинное сердечное покаяние и смирение, осознание своей немощи перед величием Божиим.
Перед нами представал и образ блудного сына, где Господь еще раз показывает нам греховность человеческого своеволия. Блудный сын отверг отеческую любовь, не возблагодарив отца за все те блага, которые от него получал; поступил так, как ему того хотелось, как ему подсказывала его греховная воля. Каков был результат этого поступка – всем нам известно.
И вот сегодня, накануне св. поста, мы слышали Евангельское чтение, в котором заключена основа из основ христианской морали. Господь говорит: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14-15). Т. е. залогом нашего прощения являемся мы сами, наша воля.
И если мы, православные христиане, говорим, что любим Бога, то должны и обязаны заповеди Его соблюдать. А заповедь Господня гласит: «Да любите друг друга» (Ин. 13, 34). Таким образом наша любовь к Богу проявляется через любовь к человеку, ибо невозможно, говорит святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, любить Бога невидимого, а человека, который рядом с нами – ненавидеть.
Ныне мы стоим на пороге святой Четыредесятницы – времени нашего духовного очищения и возрождения, времени особого приближения к Богу через молитву, через воздержание – и не только от пищи, но в первую очередь от различных греховных привычек, совершая которые мы нарушаем заповедь Божию о любви к ближним. А Евангельский закон учит нас, что, не примирившись с ближними, не обретя мира в душе, мы не можем приступить ни к какому другому духовному деланию. «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» – говорит нам Слово Божие (Мф. 5, 23-24).
А наши молитвы, наш пост, наше воздержание – это и есть наш сердечный дар Богу. Но нельзя его приносить с «неумытыми руками», неочищенной совестью и неумиротворенным сердцем. А для того, чтобы все это приобрести, мы и испрашиваем сегодня прощения друг у друга, чтобы, примирившись между собой, мы с миром в душе обращались к Богу и просили бы у Него как у Владыки неба и земли прощения наших грехов, ибо мы каждый день повторяем слова молитвы Господней «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Т. е. условием прощения нашего является наше отношение к ближним и окружающим нас людям. Как мы, Господи, поступаем с ними, так и Ты поступи с нами.
В житийной литературе есть такой рассказ. В одном монастыре был строгий, но мудрый и справедливый игумен, который заботился не только о внешнем благолепии обители, но и о духовной жизни своей братии. Так вот, когда он узнавал, что кто-то из братий пребывал между собой во вражде, он запрещал им обоим читать молитву «Отче наш», мотивируя это тем, что, пребывая во вражде и ненависти, не прощая друг другу обиды, и в таком греховном состоянии дерзать произносить эти святые слова молитвы «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» является кощунственным лицемерием пред Богом. Поэтому, пока они не примирялись – не молились. И само собой разумеется, в душе человека, если он действительно верующий, терялся покой, и все время приходила на ум одна и та же мысль: «а какой же я христианин, если я не имею права читать главную христианскую молитву». Тогда братия примирялись, так как в противном случае теряли смысл все другие их подвиги и добродетели.
«Ибо, что пользы – говорит блж. Иероним – истощать тело воздержанием, когда душа гордостью распаляется. Какую похвалу получим за бледность тела от поста, когда бледнеем от зла и зависти. Какая добродетель не пить в пост вина, а гневом упиваться?». Прощение наших ближних есть первое и необходимое условие в деле нашего духовного совершенствования. Взаимное прощение можно назвать краеугольным камнем христианской жизни.
Но было бы неверно, дорогие братья и сестры, призывать ко взаимному прощению и не сказать о том, что это деяние или поступок не из легких, это – подвиг, и скажу, почему.
Очень часто приходится наблюдать такую картину: человек, тронутый умилительным и проникновенным обрядом Чина прощения, охотно кланяется рядом стоящему возле него в храме человеку, может быть даже и незнакомому (а если это в большом городе – то это так), смиренно произносит знакомые слова «прости меня, Христа ради», и в ответ слышит – «Бог простит, и меня простите». Но подойти, пойти или поехать в этот день к тому, с кем действительно находится во вражде, человек не находит в себе сил. Этому поступку противится все наше естество, наша логика. Но самое сильное противление оказывает наше т. н. человеческое достоинство, за которым и кроется главный корень всех зол и мать всех пороков – гордость. Она не дает нам возможности объективно посмотреть на самого себя, вникнуть в себя и по достоинству себя оценить. Гордость приводит человека к самому ужасному состоянию – эгоизму, когда человек не способен видеть в другом человеке образ Божий. Поэтому с этим состоянием, если оно одолевает нас, нужно бороться, и если мы – христиане, то непременно победить. А Господь нам в этом поможет, и мы познаем всю сладость победы над грехом. Когда простим и будем прощены, наше сердце наполнит мир и радость. Вот в таком облегченном духовном состоянии, с такой радостью в душе, примирившись со всеми, я желаю, братья и сестры, всем нам вступить в спасительные дни святой Четыредесятницы.
Попросив друг у друга и у народа прощения, Владыка благословил верующих на начало Великого поста, вручив каждому иконку Пресвятой Богородицы.
 
 
Все права защищены © 2008 г.
Сайт создан при поддержке компании Linecore