Новокаховская Епархия



Наш баннер:
Новокаховская Православная Епархия







Архив новостей

Новини



13.07.2011  Празднование в честь Заступницы и Похвалы земли Полтавской

            «Светоносная палата уготовася Тебе, Владычице, святый Соборный храм града нашего, в немже всечестная икона Твоя, якоже солнце светозарное возсия», — поется в кондаке Горбаневской иконе Божией Матери — главной святыни Свято-Макариевского кафедрального собора Полтавы.

            13 июля сего года исполняется 225 лет со дня обретения чудотворного образа. За эти годы множество людей изливали Пресвятой Богородице пред Ее иконой свои беды и печали, слезы горести и слезы радости… Время идет, поколения сменяют друг друга, однако Матерь Божия продолжает подавать Свою помощь и Свои милости верующим полтавчанам, ибо Она «… Молитвенница усердная о граде нашем и земли нашея Похвала и Покров» (из кондака Горбаневской иконе).

            День обретения иконы Божией Матери названной Горбанёвской традиционно с особой торжественностью празднуется в Полтавской епархии. Множество богомольцев приезжают в этот день в Свято-Макариевский кафедральный собор Полтавы, где находиться Чудотворный образ Богородицы, чтобы поклониться святыне и молитвенно испросить помощи и покрова Пресвятой Богородицы — Заступницы и Похвалы земли нашей Полтавской.

            Для Преосвященного епископа Новокаховского и Генического Филарета это празднование имеет особенное значение, поскольку будущий архипастырь духовно возрастал в Свято-Макариевском соборе Полтавы, где пребывает Горбаневская икона. Потому владыка Филарет с радостью откликнулся на приглашение Управляющего Полтавской епархией, Высокопреосвященнейшего архиепископа Полтавского и Миргородского Филиппа принять участие в торжествах по случаю юбилея обретения иконы.

            В день праздника Высокопреосвященнейший архиепископ Полтавский и Миргородский Филипп в сослужении Преосвященнейшего епископа Новокаховского и Генического Филарета совершил Божественную Литургию в Свято-Макариевском кафедральном соборе.

            Преосвященным Владыкам сослужили более 50 священников. Кафедральный собор был переполнен молящимися, прибывшими из всех концов Полтавщины и соседних областей Украины.

            Проповедь после Евангелия произнёс клирик Свято-Серафимовского храма Полтавы иеромонах Афанасий (Бедный).

            По окончании Литургии молящиеся вместе архипастырями и духовенством направились Крестным Ходом в Горбаневку (пригород Полтавы), к целебному источнику на месте обретения чудотворной Горбаневской иконы.

            На источнике Преосвященные Владыки совершили молебное пение с чтением акафиста Пресвятой Богородице, после чего Владыка Филипп освятил воду и окропил ею молящихся.

            Всем присутствующим была предложена праздничная трапеза, приготовленная силами Братства православных верующих в честь Горбаневской иконы Божьей Матери.

«ЗАСТУПНИЦЕ И ПОХВАЛО ЗЕМЛИ НАШЕЯ ПОЛТАВСКИЯ»

            История Горбаневской иконы Пресвятой Богородицы уходит своими корнями в начало XVIII века (а по другим сведениям — в первую половину ХVII века). Тогда в незаселенной местности на окраине Полтавы жил казак Горбань. Кем был этот человек и какого происхождения — достоверно неизвестно, однако впоследствии село, возникшее на месте его имения, получило название от его фамилии. Поселившись там, казак вел хозяйство и имел пасеку. Однажды, когда он косил траву, его коса вдруг ударилась обо что-то твердое и сломалась. Желая узнать причину, он наклонился и увидел в траве икону Божией Матери. Казак заметил, что лезвие косы поранило лик Пречистой под Ее правым глазом, из которого потекла слеза (кстати, след от удара и слезу доселе отчетливо видно на иконе). Это событие по имеющимся сведениям произошло в 1786 году. Края иконы были обрезаны. Это наводит на мысль, что она была изуродована чьей-то злодейской рукой. Удивительное событие потрясло казака до глубины души, вызвало горячие слезы и пламенные молитвы. Горбань отнес образ домой и сообщил о случившемся местному духовному начальству.

            Сама же икона по своей иконографии является списком с чудотворного Корсунского образа Божией Матери, принесенного на Русь святым князем Владимиром Великим из Херсонеса в 988 году. Существует мнение, что ранее она находился в одном из храмов полтавской крепости либо ее окрестностей и, вероятно, была украшена драгоценной ризой. Вероятно во время Полтавской битвы в 1709 году шведы (по вероисповеданию — лютеране) похитили ее, и, сорвав драгоценную ризу (с этой целью и были обрезаны края самого образа), выбросили где-то в том месте, где и нашел ее казак Горбань.

            Первоначально Горбань отнес обретенную святыню в свой дом. Однако, не желая скрывать столь великой и явной милости Божией, он на собственные средства соорудил небольшой деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в котором около ста лет и находился чудотворный образ. А на месте явления иконы вскоре открылся целебный источник, существующий и поныне. В 1818 году на пожертвования верующих и заботами священника Евтихия Павловского на месте деревянного был выстроен новый каменный храм, а сама икона украшена драгоценной серебряно-позолоченной ризой.

            Начиная с 1850 года, ежегодно, 30 июня (13 июля — по новому стилю), Горбаневская икона Божией Матери в сопровождении духовенства, правителей города и многих тысяч верующих полтавчан переносилась в главный храм Полтавы — Свято-Успенский кафедральный собор, и оставалась там на протяжении 40 дней — до 10 августа (23 августа — по новому стилю). Потом таким же, не менее торжественным, крестным ходом переносилась обратно в Горбаневку. Есть сведения, что во время своего пребывания в Полтаве чудотворная икона посещала и другие городские храмы, а также больницы, различные благотворительные учреждения и дома верующих горожан, где перед нею совершались молебные пения.

            До Октябрьской революции 1917 года чудеса и исцеления от иконы тщательно проверялись и записывались в церковную книгу.

            В 30-е годах ХХ века Горбаневский храм, как и многие другие, новыми безбожными правителями был стёрт с лица земли. Крестные хода перестали совершаться, вероятно, еще ранее — с установлением советской власти в Полтаве. Кем и при каких обстоятельствах была спасена от поругания Горбаневская икона — достоверно неизвестно. Однако существуют сведения о том, что долгое время она тайно сохранялась в Полтаве на частной квартире бывшими насельницами Свято-Троицкого Великобудищанского монастыря (а впоследствии — насельницами Полтавской Крестовоздвиженской обители) монахинями Ананией (Мальцевой) и Антониной (Панасенко). По сообщению краеведа и исследовательницы полтавской церковной истории Т. И. Черкасец, эти сестры были участницами существовавшей в Полтаве подпольной группы православных подвижниц, которую возглавляла и духовно окормляла бывшая игуменья Рождества Богородицы Козельщинского монастыря — святая преподобномученица Олимпиада (Вербицкая), расстрелянная в урочище Трибы в 1938 году. Т. И. Черкасец сообщает, что этот «тайный женский монастырь» (как его позже назвали НКВДисты) подпольно организовывал совершение богослужений, давал убежище преследуемым монахиням и священнослужителям, а также сохранял некоторые святыни, среди которых, вероятно, была и Горбаневская икона Божией Матери.

            После войны в 1949 году чудотворный образ обрел новое «пристанище» — Спасо-Преображенский кафедральный собор Полтавы (находившийся на перекрестке нынешних улиц Чапаева и Новобазарной). С этого времени вновь возобновляются нарочитые архиерейские богослужения в день особого чествования иконы — 13 июля.

            Совершать крестные хода с прежней торжественностью в уже атеистическом и безбожном государстве не было возможным. Однако «полутайно» они продолжали существовать. Так, многолетняя труженица Полтавского епархиального управления И. В. Ткачук вспоминает как в те годы по завершении Божественной Литургии приснопамятный Владыка — Преосвященный епископ Полтавский и Кременчугский Серафим (Шарапов) (управлявший Полтавской епархией с 1952 по 1958 гг.) торжественно износил чудотворную икону из Преображенского храма и на машине отвозил в Полтавский Крестовоздвиженской монастырь. Там на протяжении нескольких дней духовенством, игуменьей и сестрами обители перед нею совершались богослужения и молебны. Далее святыня доставлялась для поклонения и в другие действующие в то время храмы Полтавы: Спасскую церковь, Макариевскую, Петропавловскую на Дублянщине и Покровскую на Павленках. Совершив таким образом «крестный ход» в пределах города икона вновь возвращалась на свое постоянное место в Кафедральном соборе. Вероятно, в эти дни чудотворная икона посещала не только храмы, но и дома верующих. Так, одна из многолетних прихожанок Спасской церкви вспоминает, как во время ежегодного пребывания святыни в Спасском храме, она ночью тайно приносилась настоятелем протоиереем Волковым в их дом, где совершалось молебное пение.

            В те годы совершались «тайные крестные года» и в саму Горбаневку к источнику. Старожилы рассказывали, что ежегодна 13 июля группа «старушек» собиралась возле собора и оттуда пешком отправлялась на место явления иконы. Там они в простоте своего сердца возносили горячие и искренние молитвы к Пресвятой Богородицы.

            Таким образом, мы видим, что почитание Горбаневской святыни некогда не прекращалось в Полтаве. Даже в самые лютые годы безбожия и воинствующего атеизма она не была предана забвению.

            В 1962 году Преображенский собор был взорван, а чудотворный образ перенесен в Свято-Макариевский кафедральный собор, где он находится и поныне на специально устроенном месте в левом приделе.

            Ежегодное празднование в честь Горбаневской чудотворной иконы Пресвятой Богородицы совершается 13 июля (по новому стилю). В этот день совершается Божественная Литургия архиерейским чином, после которой совершается торжественный крестный ход в Горбаневку к источнику на месте явления иконы.

            Второе (осеннее) празднование в честь чтимого образа совершается 12 октября. С нынешнего года согласно Определению Священного Синода Украинской Православной Церкви от 14 июня 2011 года (Журнал №24) в этот день будет совершаться также празднование и Собору Полтавских святых. И в этом видится особый Промысел Божий. Ведь, жизненный путь многих из них (в особенности новомучеников) так или иначе связан и с Горбаневской иконой Божией Матери.

Все права защищены © 2008 г.
Сайт создан при поддержке компании Linecore